Nina Hagen (punk, post-punk, new wave)
Если Патти Смит (Patti Smith) носит негласный титул матери панк-движения, то Нину Хаген (Nina Hagen) смело можно назвать его бабушкой. Странное, чтобы не сказать шокирующее впечатление производит свод ее записей, по которым можно проследить эволюцию приручения Ниной первобытной панковской стихии, при использовании неизменно эффектных артистических форм. Хаген пропитала панк элементами как уличной культуры, так и высоколобой эстетики, подавая его то приземленным, то рвущимся в межгалактические дали. Эксцентричная манера Нины Хаген, ее обжигающий, пронзительный вокал с оперными обертонами оказал мощное влияние на многих апологетов постпанка, например, на Диаманду Галас (Diamanda Galas). Но несмотря не феноменальную популярность на родине, за пределами Германии имя Нины Хаген осталось малоизвестным мировому меломанскому сообществу.
Нина (Катарина) Хаген родилась в Восточном Берлине, ГДР, 11 марта 1955 года. Многие эксцессы ее личной жизни и артистической судьбы берут начало, как и положено, в семье. Ее отец, Ханс Хаген (Hans Hagen), был преуспевающим сценаристом, а мать, Ева Мария, - очень известной в ГДР актрисой. Родители отца, евреи по национальности, погибли в концлагере. Преследованию нацистов подвергался и Ханс Хаген. Когда Нине было два года, родители расстались. Второй брак матери, с писателем-диссидентом и автором песен Вольфом Берманном (Wolf Biermann), оказался более удачным и долгоиграющим.
Какой ценой расплачивается женщина за артистическую карьеру, Нина знала не понаслышке. Слава ее матери, снявшейся в 50 с лишним фильмах киностудии DEFA, с детства вклинивалась в отношения Нины с окружающими. Жить в тени знаменитой актрисы было не сладко, но и идеальным ребенком Нина никогда не была. В 1967 году 12-летнюю Нину Хаген исключили из молодежной германской организации Freie Deutsche Jugend - за участие в демонстрации против присоединения восточногерманской милиции к советским войскам, вторгшимся в Чехословакию. Демонстрация, кстати, была организована отчимом Нины. Не закончив десятого класса, девушка бросила школу.
В 1972 году она попыталась поступить в Берлинский колледж драматического искусства, но ее ждала неудача. Тогда Нина отправилась искать счастья в соседнюю Польшу, где и дебютировала как певица, исполняя блюз и соул из репертуара Дженис Джоплин (Janis Joplin), Тины Тернер (Tina Turner) и других звезд. Вернувшись в Германию, она проучилась год в Studio For Popular Music, где проявила себя исключительно одаренной студенткой. Несколько лет Нина Хаген гастролировала по Восточной Германии на правах лид-вокалистки ансамбля Alfons-Wonneberg-Orchester, пела в группах Automobil и Fritzens Dampferband. Пообвыкнув на сцене и приобретя некоторый опыт общения с публикой, в 1974 году Хаген приняла участие в национальном песенном конкурсе. Она не просто стала лауреатом, но и удостоилась звания лучшей молодой певицы года.
Началом своей актерской карьеры Нина обязана матери. В том же 74-м году с подачи Евы Марии девшка дебютировала на большом экране в картине "ABC der Liebe", а через год снялась в фильме "Junge, heute ist Freitag". Германские зрители высоко оценили ее экскурсы в кинематограф. К зарождающейся славе экспрессивной вокалистки Нмна Хаген добавила репутацию откровенно талантливой актрисы.
Когда в 1976 году ее приемный отец Вольф Берманн по политическим соображениям был вынужден покинуть ГДР, Нина с матерью переехали вместе с ним в ФРГ. Для Нины это стало не просто сменой местожительства, а началом совершенно нового жизненного этапа. Берманн помог Нине заключить контракт с рекординговым лейблом CBS, после чего, заинтригованная панк-роком, она отправилась в Лондон, поближе к Sex Pistols, где начала петь в женской группе The Slits.
В конце 1977 года Хаген уже возглавляла собственную команду Nina Hagen Band. Компанию ей составили гитарист Бернард Потчка (Bernhard Potschka) и басист Манфред Прекер (Manfred Praeker), бывшие участники политического рок-кабаре Lokomotive Kreuzberg, и присоединившиеся к ним барабанщик Хервиг Миттереггер (Herwig Mitteregger) и клавишник Рейнхольд Хейль (Reinhold Heil). Группа Нины Хаген активно осваивала европейские площадки, выступая и в Западном Берлине.
Через год певица готова была представить дебютный альбом "Nina Hagen Band" (1978). Релиз сопровождался масштабным туром по Восточной Германии. Пластинка, включавшая песни "TV-Glotzer" и "Auf'm Bahnhof Zoo", как писала пресса, "произвела такой же эффект в идиллических окрестностях Федеральной Республики, как и появление "Rock Around the Clock" Билла Хейли (Bill Haley) за двадцать лет до этого". Панковская эстетика, беспокойная лирика, колоратурные интерлюдии лид-вокалистки - все это сделало Nina Hagen Band одной из наиболее актуальных и модных команд Европы.
Одним из первых кирпичиков в культовом пантеоне Нины Хаген стал клубный хит 1979 года "African Reggae", щедро уснащенный ее впечатляющими вокальными руладами. Особенно сильное впечатление, кроме соотечественников, сингл произвел на австралийцев. Песня предваряла выход второго альбома "Unbehagen", опубликованного в 1979 году, который она записывала с теми же музыкантами. А вскоре Хаген продолжила актерскую карьеру, отправившись в Амстердам на съемки фильма "Cha Cha". Ее имя в этот период меньше всего ассоциируется с музыкой. На первые полосы газет выносятся ее экспрессивные выходки. Апофеозом скандальности отмечено ее участие в австрийском ток-шоу "Club 2", когда она не только заверила телезрителей, что женщина в силах сама себе доставить сексуальное наслаждение, но и поспешила показать, как это можно сделать.
В 80-м году познакомиться с нетривиальной вокалисткой смогли и американские поклонники панка. На EP "Nina Hagen Band" прозвучали четыре лучшие вещи из первых двух германских пластинок, в том числе кавер "White Punks on Dope" группы Tubes. В Великобритании и Америке Нину Хаген воспринимали как одно из воплощений современной Германии, какой была ранее Марлен Дитрих (Marlene Dietrich). Фактически ей оставалось сделать всего один решительный шаг, чтобы подобраться к мировому музыкальному Олимпу. Но это было бы слишком просто. Как раз в это время, гастролируя по европейским столицам, она принимает решение распустить свою вполне успешную группу.
Новых музыкантов Хаген нашла в Голландии. Но еще раз произвести фурор не удалось. После первого же концерта в Гамбурге пришлось отменить запланированный на март 1980 года европейский тур. На помощь певице пришел счастливый случай в лице Беннетта Глоцера (Bennett Glotzer), менеджера Фрэнка Заппы (Frank Zappa). С легкой руки Глоцера Нина отправилась в Нью-Йорк, чтобы записать первый сольный (англоязычный) альбом "NunSexMonkRock". Эта смесь фанка, хард-рока, исламской и средневековой музыки, а также футуристических фантазий, навеянных модой на НЛО, увидела свет в 1982 году. Диссонирующий со всеми стандартами американской музыкальной культуры, ее сольный дебют, как уверяла пресса, был гораздо более удобоваримым продуктом, чем две предыдущие пластинки. "NunSexMonkRock" удалось ненадолго пересечь нижнюю границу рейтинга Billboard 200.
В период студийных сессий, в 1981 году, Хаген успела родить дочь Косму Шиву (Cosma Shiva), отцом которой был музыкант Ferdinand Karmelk (Косма Шива впоследствии также стала певицей). А летом 1982 года вместе с No Problem Orchestra она поддержала релиз концертным туром, который пролег через Соединенные Штаты, Канаду и Великобританию.
В готовящийся лонг-плей "Angstlos" (1983) артистка решила включить рок-вариации мелодий из репертуара Зары Лендер (Zarah Leander). Продюсированием записи занимался Джорджио Мородер (Giorgio Moroder). Альбом включал диско-хит "New York New York". По следам релиза Хаген объехала с концертами Германию, встречавшую ее восторженно, после чего отправилась в Бразилию, чтобы поставить на уши зрителей фестиваля Rock in Rio.
В 1984 году певица презентовала следующий экскурс в альтернативный поп-рок и постпанк под названием "Fearless". Среди студийных гостей значились музыканты Red Hot Chili Peppers, записавшие вместе с Ниной песню "What It Is". Лонг-плей засветился в чарте Billboard 200 (#151).
Прощальным альбомом исполнительницы на лейбле CBS Records стал LP "Nina Hagen in Ekstasy", выпущенный в 1985 году. Пластинка включала хит Frank Sinatra "My Way" и песню Нормана Гринбаума (Norman Greenbaum) "Spirit in the Sky" в интерпретации Хаген. Сингл "Universal Radio" отметился в Тор 40 американского клубного рейтинга. "Nina Hagen in Ekstasy" оказался и последним релизом германской певицы в Америке, которая перестала ею интересоваться, так и не успев толком распробовать этот экзотический европейский фрукт.
В 1987 году Нина Хаген вышла замуж за одного из своих фанов, едва достигшего совершеннолетия, и опубликовала по этому радостному поводу эксцентричный (под стать браку) EP "Punk Wedding". На этом релизе, выпущенном только в Канаде, были представлены новые версии "Viva Las Vegas", "Ave Maria" и хита Дженис Джоплин "Move Over".
Во второй половине 80-х интерес к экстравагантной персоне Нины Хаген за пределами Германии начал постепенно угасать. Она не переставала удивлять своих слушателей, просто вкусы меломанов изменились. Ей по-прежнему удавалось шокировать публику своим вздыбленным ирокезом и ослепительным макияжем, которые легко уживались с космическими видениями Бога и НЛО. Бравируя феерическим диапазоном, она без напряжения пересекала границы классических оперных жанров, так же комфортно чувствуя себя в пределах панка, фанка, реггей, рэпа или хэви-метала.
В добавок к своему и без того скандальному сценическому имиджу артистка никогда не стеснялась выражать свои политические взгляды, открыто протестовала против режима апартеида в Южной Африке и, по ее словам, отдала права на одну из своих песен самому Нельсону Манделе (Nelson Mandela), чтобы поддержать его избирательную кампанию. Она участвовала в акциях протеста против использования натурального меха для пошива одежды и проведения опытов над животными. В 1986 году Нина Хаген посвятила этой теме специальную песню "Don't Kill the Animals". В конце 80-х сфера ее политических интересов, которая никогда не страдала узостью, начала еще активнее расширяться. "У меня сердце и душа космополита, - заявляла певица. - Я гражданин мира, космоса. И даже более того".
В какой-то момент Нина Хаген почувствовала тягу к максимальной самостоятельности, которой ей так не хватало под опекой компании CBS. Она подписала новый контракт с лейблом Phonogramm и приступила к созданию очередной пластинки "Nina Hagen", которая вышла в 1989 году. Подхватывая настроение своего первого альбома, исполнительница предлагала довольно едкую разновидность рок-н-ролла, мечущегося между политикой ("Michail, Michail (Gorbachev Rap)") и высоким искусством ("Ave Maria" Шуберта). Отыграв серию промо-концертов по Германии, в мае 1989 года Нина вместе с дочерью обосновалась в Париже. Ее новый друг и единомышленник, известный кутюрье Жан-Поль Готье (Jean-Paul Gautier) оказал на нее настолько мощное влияние, что артистка решила радикально изменить свой имидж, придав прическе и макияжу гораздо более спокойный вид.
Передислокация повлекла за собой и гораздо более важные последствия. Фрэнк Шевалье (Franck Chevalier), музыкальный менеджер и бывший помощник Готье, стал отцом ее сына Отиса, который появился на свет в 1990 году. На 4-м месяце беременности Нина увидела НЛО, что только укрепило ее в этом пунктике из длинного списка ее странных увлечений.
Осенью 1990 года Хаген приняла персональное приглашение Раисы Горбачевой, жены Президента СССР, и приехала в Москву на фестиваль женского искусства.
Промо-кампания в поддержку ее нового альбома "Street" (1991) развернулась по всей Европе. Однако старая гвардия фанов не сумела вовремя мобилизоваться, и первые концерты турне прошли без всякого ажиотажа. Но определенный резонанс в прессе ее выступления, конечно, вызвали. Да и трудно было проигнорировать эту довольно сильную работу и, как всегда, впечатляющие шоу.
1992 год начался для артистки со съемок в фильме "Lilien in der Bank" режиссера Марианны Розенбаум (Marianne Rosenbaum). А в скором времени она стала хозяйкой собственного телешоу, в котором могла поднимать любые проблемы, какие только будоражили ее воображение.
Продолжая тем временем студийные изыскания, к 93-му года Нина Хаген записала новый диск, на который возлагала особые надежды. LP "Revolution Ballroom", по ее замыслу, должен был инициировать "революцию гуманизма", чтобы "человечество наконец приобрело настоящий человеческий облик". Название альбома отсылало к специальным танцевальным залам в Индии, где танцующие сами доводят себя до состояния экстаза.
Спустя два года дискография Хаген пополнилась новой работой "Freud Euch" (1995). Немецкоязычный альбом возвращал к классическому панковскому звучанию. В 96-м появилась английская версия диска под названием "Beehappy". В записи принимал участие, среди прочих, и Ди Ди Рэймон (Dee Dee Ramone).
Увлечение Хаген проблемами НЛО и контакта с внеземными цивилизациями получило продолжение во второй половине 90-х. В 1997-м она снялась в телевизионном научно-фантастическом триллере "Tatort". А затем приняла предложение вести еженедельную научно-фантастическую программу на британском телевидении.
Как всегда придавая своим проектам концептуальную завершенность, в марте 98 года Нина Хаген отправилась в германский тур, приуроченный к 100-летней годовщине Бертольда Брехта. Программа, подготовленная ею вместе с Мерет Бекер (Meret Becker), называлась "Нас обеих зовут Анна". В том же году Нина записала новую песню "Solo" - плод сотрудничества с рэппером Thomas D, участником Die Fantastischen Vier.
"India" - вот настоящее имя opus magnum Нины Хаген. Начиная с 93 года панк-дива совершала регулярные поездки по Индии, много времени провела на границе с Тибетом. В этой стране она была не только туристом. Нина постоянно участвовала в благотворительных акциях, в частности, собирала средства для строительства госпиталя, распродавая на частном аукционе свои личные вещи. В 1999 году эта многолетняя любовь воплотилась в новом студийном альбоме "Om Namah Shivay", представлявшем исключительно индийские песни, которые Хаген продюсировала самостоятельно. Диск продавался только через ее официальный сайт в интернете, и половину вырученных средств певица перечислила в благотворительные фонды. В рамках промо-кампании она провела турне по Германии под интригующим названием "1008 Indian Nights". "Индия - моя духовная мать", - объясняла артистка.
Работа над альбомом 2000 года "The Return of the Mother" продлилась в общей сложности три года. Продюсированием записи артистка снова занималась сама, устав от постоянных ограничений со стороны рекорд-лейбла. Лавируя между роком, поп-жанрами и авангардом, она включила в альбом несколько кавер-версий Зары Лендер. В мае 2000 года ее песня "Schon ist die Welt" стала официальным гимном международной выставки EXPO 2000 в Германии.
В 2001 году на экраны германского телевидения вышел документальный фильм об артистической преемственности в семействе Хаген "Family Stories: The Hagens". А тем временем сама Нина снимала фильм "Om Gottes Willen", посвященный впечатлениям от ее индийских путешествий. В 2002 году в Германии вышла вольная биография артистки "Nina Hagen - That's Why the Lady is a Punk". Шикарное издание на 500 страницах освещает жизнь и творчество певицы в 1000 фотографий, в рассказах и комментариях друзей, коллег и ее ближайшего окружения. А под конец года фаны могли послушать концертные материалы "индийского" турне, изданные под заголовком "Om Namah Shivay / 1008 Indian Nights Live".
Уже давно занимаясь благотворительной деятельностью, Нина Хаген к своим постоянным визитам в госпиталь для неизлечимо больных добавила еще одну почетную миссию: в 2003 году она стала патронатом сиротского приюта в Афганистане.
В ноябре 2003-го Нина Хаген обнародовала свой 12-й студийный лонг-плей "Nina Hagen Big Band Explosion". Над записью она работала с ансамблем Leipzig BigBand. По словам певицы, на этом альбоме ей удалось воплотить мечту всей ее жизни - записать песни, вдохновленные оригинальной американской музыкой: блюзом, джазом, кантри. Огромную помощь в создании альбома оказал ей Люкас Александр (Lucas Alexander), с которым Нина записала два дуэта. Первым германским синглом стала кавер-версия "Seemann" Ramstein.
"Я люблю рок-н-ролл, реггей, фанк и панк, хип-хоп и поп-музыку, мюзиклы и оперу, транс и классические индийские мелодии - любую музыку, в любом виде. Любую музыку, которую можно петь!" - под таким негласным девизом и проходит вся сознательная жизнь "бабушки" современного панка, единственной и неповторимой Нины Хаген.
Исполнитель:Nina Hagen
Название:Nina Hagen Band - 1979
Стиль:punk, post-punk, new wave
Страна:Германия
Формат:mp3
Качество:128
Продолжительность:41:11
Размер:38.8 mb
01 - TV - Glotzer (White Punks On Dope)
02 - Rangehn
03 - Unbeschreiblich
04 - Aufm Bahnhof Zoo
05 - Naturetrdne
06 - Superboy
07 - Heiss
08 - Fisch Im Wasser
09 - Aufm Friedhof
10 - Der Spinner
11 - Pank
Добавлено спустя 4 минуты 33 секунды:
Исполнитель:Nina Hagen
Название: Nunsexmonrick - 1982
Стиль:punk, post-punk, new wave
Страна:Германия
Формат:mp3
Качество:128-160
Продолжительность:40:11
Размер: 39.1 mb
01 - Antiworld
02 - Smack Jack
03 - Taitschi - Tarot
04 - Dread Love
05 - Future Is Now
06 - Born In Xixax
07 - Iki Maska
08 - Doctor Art
09 - Cosma Shiva
10 - UFO
Добавлено спустя 4 минуты 33 секунды:
Исполнитель:Nina Hagen
Название: In Ekstasy - 1985
Стиль:punk, post-punk, new wave
Страна:Германия
Формат:mp3
Качество: 192
Продолжительность: 35:25
Размер: 48.3 mb
01 - Universelles Radio
02 - Die UFOs Sind Da
03 - Russischer Reggae
04 - My Way
05 - 1985 - Ekstasy Drive
06 - Prima Nina In Ekstase
07 - Gott Im Himmel
08 - Atomic Flash De Luxe
09 - Vater Unser
10 - Gott Im Himmel (Reprise)
Добавлено спустя 22 часа 59 минут 14 секунд:
Исполнитель:Nina Hagen
Название: Love - 1987
Стиль:punk, post-punk, new wave
Страна:Германия
Формат:mp3
Качество: 320
Продолжительность: 48:29
Размер: 110 mb
01 - Zarah
02 - Smack Jack
03 - TV - Glotzer
04 - Universelles Radio
05 - My Way
06 - New York N.Y.
07 - Spirit In The Sky
08 - Was Es Ist
09 - African Reggae
10 - World Now