Игорь Фёдорович Летов (10 сентября 1964 — 19 февраля 2008), также известен как Егор Летов — рок-музыкант и поэт родом из города Омска, лидер группы «Гражданская оборона», один из наиболее ярких представителей отечественного панк-течения. Младший брат известного музыканта-саксофониста Сергея Летова.
Музыкальную деятельность начал в начале 1980-х годов в г. Омске, сформировав вместе с единомышленниками (наиболее известный из них, являющийся постоянным соратником Летова, Константин Рябинов (Кузя Уо)) рок-группу «Посев», а позднее рок-группу «Гражданская оборона». На заре своей деятельности музыканты «Гражданской обороны» по причине политических гонений со стороны властей были вынуждены записывать свои музыкальные произведения в полуподпольных квартирных условиях.
В 1987—1989 годах Летовым и его соратниками был записан целый ряд альбомов «Гражданской обороны» («Красный альбом», «Хорошо!», «Мышеловка», «Тоталитаризм», «Некрофилия», «Так закалялась сталь», «Боевой стимул», «Всё идёт по плану», «Песни радости и счастья», «Война», «Армагеддон Попс», «Здорово и вечно», «Русское поле экспериментов»), в это же время записывались альбомы проекта «Коммунизм» (Егор Летов, Константин Рябинов, Олег Судаков (Манагер)), началось сотрудничество Летова и Янки Дягилевой.
Несмотря на полуподпольность существования музыкантов и их т. н. ГрОб-студии, к концу 1980-х и, особенно, в начале 1990-х годов они получили широкую известность в СССР (позднее России), преимущественно в молодёжных кругах. Песни Летова отличаются мощной энергетикой, живым, простым, энергичным ритмом, нестандартными, подчас шокирующими текстами, своеобразной грубоватой и, вместе с тем, изысканной поэзией. В основе лирики Летова лежит неправильность всего окружающего, и свою позицию он выражает не прямо, а через изображение этой неправильности.
В начале 1990-х годов Летовым в рамках проекта «Егор и опизденевшие» записаны альбомы «Прыг-скок» (1990) и «Сто лет одиночества» (1992), являющиеся одними из наиболее популярных и любимых в народе его альбомов. В 1994 году Летов становится одним из лидеров национал-коммунистического рок-движения «Русский прорыв», ведёт активную гастрольную деятельность. В 1994-98 годах Егор Летов поддерживал Национал-большевистскую партию и имел партбилет с номером 2.
В 1995—1996 годах записывает ещё два альбома «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия» (его группа вновь называется «Гражданская оборона»); музыка в этих альбомах становится более отточенной, «гранёной», тексты теряют излишнюю грубость, становясь более поэтичными, каждая песня напоминает гимн, приобретая вместе с тем психоделичность.
В феврале 2004 года Летов официально открестился от любых, в том числе националистических, политических сил. До последних лет интерес к творчеству Егора Летова ослабевал, пока в 2004—2005 годах не вышли два новых альбома группы «Долгая Счастливая Жизнь» и «Реанимация», в которых были собраны все песни, написанные с выхода альбомов «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия» в середине 90-х. В мае 2007 вышел альбом «Зачем снятся сны». Следует заметить, что песня с таким названием присутствует на выпущенном в 2001 году в рамках проекта «Опизденевшие» альбоме «Психоделия Tomorrow». Последний концерт "Гражданской Обороны" состоялся 9 февраля в Екатеринбурге. Известно, что концерт снимался местной телекомпанией.
Егор Летов скончался в возрасте 43 лет, во сне, 19 февраля 2008 года у себя дома в Омске, около 16 часов по местному времени. По предварительному экспертному заключению причиной смерти стала сердечная недостаточность.
Егор Летов был похоронен 21 февраля 2008 года на Старо-Восточном кладбище города Омска, рядом с могилой его матери. На могиле был установлен деревянный крест. Перед похоронами состоялась церемония прощания, на которой присутствовали несколько сотен человек.
Егор во второй половине 1980-х гг. состоял в гражданском браке с Яной Дягилевой, а также был официально женат на Анне Волковой (1993?—1997) — лучшей подруге Янки. Летов был женат на Наталье Чумаковой (с 1997 г.), которая также играла в ГО.
Детей у Егора Летова не было.
Егор Летов. Биография: (muslib.ru/b5203/Егор+Летов/)
Началось все в 1982 году. Когда я приехал из Москвы и решил собирать свою команду. Мыслил я следующим образом: предпосылка творчества это наполнение некоего резервуара, скажем, стакана. Первую половину жизни человек наполняет себя чужой информацией. Но приходит момент, когда она должна хлынуть через край. Вот и я, до 1983 года занимался тем, что собирал информацию. Много читал, смотрел фильмы, слушал музыку, изучал философию, разные духовные практики. Но творчество начинается тогда, когда вокруг тебя, вне тебя нет того, чтобы ты хотел увидеть или услышать. Я постепенно пришел к тому, что хотел услышать определенную музыку и определенные тексты. Но так как их в реальности не нашлось, я был обязан создать их сам. Не было в то время группы, которая бы меня удовлетворяла, и поэтому я сам сделал группу, которая меня удовлетворяла.
Сначала группа называлась ПОСЕВ; это было самым эпатажным названием, которое можно было придумать в то время. Мы еще не слышали тогда панк-рока; такого понятия в нашей среде еще не было, но когда мы начали играть, то оказалось, что это и есть истинный "гаражный панк".
В чисто выраженном виде ультра-панк.
В течении всех этих лет я несколько раз пытался это название изменить. Была версия ВРАГ НАРОДА, от которой я быстро отказался. Когда мы почувствовали, что вокруг нас начинается коммерциализация нашего творчества, мы тут же решили сменить вывеску. В другое время был вариант назвать группу ЕГОР И ОПИЗДЕНЕВШИЕ. Но в конце концов мы снова вернулись к понятию ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА.
Когда мы начинали играть, эпатаж носил характер чисто футуристический. В первых двух альбомах группа исповедовала чистый абсурд и футуризм. Абсурд, как принцип максимального бунта по отношению к логической реальности. У нас даже песня была "Кто Ищет Смысл". Мы занимались такими разработками в течение нескольких лет. У меня осталось много стихов, не вошедших в сборник Русское Поле Экспериментов, которые я собираюсь издать сейчас. Это - сугубо фонетические разработки. Этим занимался и "Кузьма". Тогда были записаны первые альбомы Поганая Молодежь и Оптимизм.
С середины 1985 года наша эпатажная деятельность стала так или иначе носить политический характер. Поскольку реальность была воплощена в определенные политические формы, для ее преодоления, для того, чтобы пробить стену, для этого пришлось действовать на политическом уровне. Хотя мы к этому тогда еще были не готовы. Ни сознательно, ни энергетически, никак. Тогда мы написали первые песни, которые можно считать антисоветскими.
В конце 1985 года грохнул взрыв. Тогда-то нас всех и повязали. "Кузьму" забрали на два года в армию, хотя он в армию идти не должен был, у него сердечная недостаточность. Меня же отправили в "психушку". Пока не началась перестройка, меня оттуда выпускать не хотели. Там я провел три месяцев
Я находился на "усиленном обеспечении", на нейролептиках. До психушки я боялся того, что есть некоторые вещи, которых человек может не выдержать. На чисто физиологическом уровне не может. Я полагал, что это будет самое страшное. В психушке, когда меня стали накапливать 'сверхсильными дозами нейролептиков, неолептилом - после огромной дозы неолептила в один момент я даже временно ослеп - я впервые столкнулся со смертью или с тем, что хуже смерти. Это "лечение" нейролептиками везде одинаково, что у нас, что в Америке. Все начинается с "неусидчивости". После введения чрезмерной дозы этих лекарств типа галаперидола человеку приходится мобилизовать все свои силы, чтобы контролировать тело, иначе начинается истерика, корчи и так далее. Если человек ломается, наступает шок; он превращается в животное, кричащее, вопящее, кусающееся. Дальше следовала по правилам "привязка". Такого человека привязывали к кровати, и продолжали колоть, пока у него не перегорало, "по полной". Пока у него не наступало необратимого изменения психики. Это подавляющие препараты, которые делают из человека дебила. Эффект подобен лоботомии. Человек становится после этого "мягким", "покладистым" и сломанным на всю жизнь. Как в романе "Полет над гнездом кубики".
В какой-то момент я понял, чтобы не сойти с ума я должен творить. Я целый день ходил и сочинял; писал рассказы и стихи. Каждый день ко мне приходил "Манагер" Олег Судаков, которому я передавал через решетку все, что написал.
В один прекрасный день я понял, что-либо сейчас сойду с ума, сломаюсь, либо мне надо бежать отсюда. Например, когда выносят бачки, мусор, приоткрывают двери. Но бежать только для того, чтобы добраться до девятиэтажки, которая стояла поблизости и броситься оттуда вниз. В основном так поступали пациентки из женского отделения, которые повторяли этот суицидальный маршрут почти ежедневно. Они ускользали из отделения, добегали до девятиэтажки и бросались. Дальше убежать было невозможно. Сибирь, Омск, морозы страшные.
Когда я до конца понял, что смерть рядом, это и дало мне силы выдержать. Во мне произошло некоторое расслоение. Я понял, что мое "Я" - это не сознание, это нечто большее. Я увидел в некоторый момент свое тело как бы со стороны, тело, которое не только болит, но на части рвется. А при этом мое "Я" было светящейся спокойной единицей, которая находится где-то рядом с телом, но не то что вплотную с ним не связано, а вообще вечно, и сделать с ним никто уже ничего не может. В этот момент я получил самый глобальный опыт в этой жизни.
После этого я начал писать новые песни. Выйдя из психушки я начал работать, получив твердое основание для всей дальнейшей деятельности. Возник цикл Лед Под Ногами Майора, Тоталитаризм, Некрофилия.
В отношении моего опыта в психушке я бы исполыовал афоризм Ницше: "То, что меня не убивает, делает меня сильнее". Если это меня не убило, оно сделало меня сильнее. На невиданное количество каких-то единиц измерения "силы души".
После этого я понял, что я солдат. Причем солдат хороший. Понял я также, что отныне я себе больше не принадлежу. И впредь я должен действовать не так как я хочу, а так, как кто-то трансцендентный, хочет. Этот кто-то может быть "народ", "силы", "веселая наука дорогого бытия".
"Кузьмы" не было, я был тогда один. И один записал все альбомы Некрофилия и Тоталитаризм и другие. Все отказывались со мной играть. Со всех музыкантов взяли в КГБ подписки, где они подтверждали, что дела со мной иметь не будут. Я понял, что раз никого нет, надо делать все одному.
Достал инструменты, магнитофон, и на дерьмовой аппаратуре накладками записывал все альбомы. Нет, так нет, надо все равно дело делать.
Так было до 1988 года... Мы дали наш первый профашистский концерт в Новосибирске в качестве группы АДОЛЬФ ГИТЛЕР (в ее состав входили мои друзья братья Олег и Женя Лищенко, один из которых, к сожалению, недавно умер), меня захотели второй раз засадить в психушку, и мы с Янкой оказались в розыске. Мы были в "бегах" до декабря 1988 года, объездили всю страну, жили среди хиппи, пели песни на дорогах, питались чем Бог послал, на базарах воровали продукты. Так что опыт бродячей жизни я поимел во всей красе. Где мы только не жили - в подвалах, в заброшенных вагонах, на чердаках... В конце концов, благодаря усилиям моих родителей розыск прекратили и меня оставили в покое - к тому же начинался новый этап "перестройки", и диссиденты уже никому не были нужны. Помимо того, я уже был широко известен, давал постоянно концерты... Тогда, в 1988 году, я опять-таки лично записал альбомы Так Закалялась Сталь и Все Идет По Плану. Ну а дальше весь 1989 год мы проездили на гастролях, играли, сочиняли. Тогда возник состав КОММУНИЗМ вместе с Олегом Судаковым и "Кузьмой". Наверное, для нас это было самое плодотворное время.
Но в 1990 году я понял, что необходимо либо выскочить из этого потока, либо невиданным усилием воли обратить его течение в другую сторону, ибо в восприятии нашего творчества началась самая настоящая инерция, имеющая к тому же коммерческий характер. На концерты начали ходить определенные люди, знающие, что они увидят... Тогда мы решили сменить все: мы разошлись, распались. В течении лета я в одиночку записал альбом Прыг-скок. Я считаю, что сама песня "Прыг-скок" - одна из лучших вещей, что я сделал в жизни. Она возникла почти как шаманский ритуал: мы решили с "Кузьмой" произвести трансцендентный опыт, включить огромную бобину на девятой скорости и играть в течении многих часов беспрерывно. И часа через четыре из меня пошли, как из чудовищной огромной воронки, глубоко архаические слова - слова, рожденные даже не в детстве, но в том состоянии, которое существовало еще до моего рождения. И эти тексты я едва успевал записывать - из меня шел и шел поток... Я не знаю, где я в действительности находился в то время. В результате такого страшного опыта вышла эта песня - "Прыг-Скок".
После этого начались мои метафизические поиски, которые продолжались до 1992 года. Я разрабатывал те принципы, которые бьщи наложены в песне "Прыг-скок", и доводил их до полного логического завершения. Таким завершением явился альбом Сто Лет Одиночества. Эти поиски были связаны с ЛСД, с медитацией, с дыханием и со всевозможной трансцендентной работой. Окончание этого периода совпало с октябрьскими событиями. Тогда мне окончательно стало ясно, что нужно опять возвращаться в жизнь, в реальность. Дело в том, что мы стали уходить в такие области, которые требовали все более и более углубленного мистического опыта. Следующим шагом после Ста Лет Одиночества, о котором я подумывал, мог быть уход в горы, в леса, и дальнейшее занятие духовной практикой. Однако события октября 1993 года поставили меня на место, заставили устыдиться собственного индивидуализма. Когда мы приехали в Москву и увидели то, что происходило около Белого дома, то поняли - наше место здесь, среди людей. Мы должны теми методами, которые нам даны, всеми нашими знаниями, всей нашей энергией работать на благо этого общества. Поэтому я окунулся в политику, принял участие в акции 19 октября 1993 года, когда познакомился с Александром Дугиным и другими замечательными людьми. И не собираюсь это дело прекращать.
Я никогда не симпатизировал демократам, то есть буржуям. Та война, которую мы вели в 1987 году, была в первую очередь войной трансцендентной. Дело в том, что у меня всегда было стремление довести ситуацию до предела, до того момента, когда тебе угрожает смерть. Добиться того, чтобы сама реальность, эта тотальная чудовищная тирания "князя мира сего", предприняла активные действия для твоего уничтожения. Ибо только в этом состоянии ты можешь проверить, действительно ли ты чего-то стоишь, чего-то можешь, - в состоянии войны, когда ты на волоске. Любая власть - эта тираническая Система, осуществляющая произвол во имя "князя мира сего". Тогда эта была Брежнерская, "коммунистическая" система. Нужно было действовать настолько эпатажно, чтобы им не оставалось ничего другого, кроме как начать тебя сажать, убивать и так далее. Поэтому мы сразу стали петь издевательские песни про Ленина, коммунизм и это было не что иное, как подсознательное стремление довести ситуацию до полного завершения. Конечно, мы пели не ради того, чтобы восторжествовала какая-то демократия или чтобы у нас настал капитализм. Про это даже речи быть не может. И нам, собственно, удалось то, чего мы хотели, другое дело что сейчас это косвенно по нам самим очень больно бьет.
Безусловно, мое занятие политикой не только не противоречит, но чем дальше, тем больше помогает метафизической стороне моих поисков. Я понял, что сам отход от реальности можно уподобить одному из путей реализации в буддизме. Там есть путь личного спасения и есть путь спасения коллективного. Мне нужно было в течении нескольких лет идти по пути личного спасения и во многом пройти его, чтобы понять, что это - не мой путь. Я мог бы этого добиться, но я выбрал именно второй путь, путь коллективного спасения, потому что это - глобальная единственная истина, ибо путь личного спасения ведет не просто в тупик, он ведет в места гораздо более страшные. Это я знаю как человек, испытавший этот путь. Это - путь одиночества...
Альбомы "Гражданская оборона":
1980-е: Поганая Молодёжь • Оптимизм • Игра в бисер перед свиньями • Красный Альбом • Мышеловка • Хорошо!! • Тоталитаризм • Некрофилия • Так закалялась сталь • Боевой Стимул • Всё идёт по плану • Тошнота • Русское Поле Эксперимента (акустика) • Вершки И Корешки (акустика) • Все как у людей (акустика) • Война • Здорово И Вечно • Армагеддон-Попс • Русское Поле Экспериментов • Поезд Ушёл (издан в 2002) • Свет и Стулья (издан в 2001) • Песни Радости и Счастья • История: Посев 1982-89
1990-е: Инструкция По Выживанию • Попс: 1984-90 (сборник) • Концерт В Городе-Герое Ленинграде (акустика) • Русский Прорыв В Ленинграде • Солнцеворот • Невыносимая Лёгкость Бытия • Егор Летов, концерт в рок-клубе «Полигон» (Спб)
2000-е: Звездопад • Свобода • Братья Летовы (Запись с концерта в «Проекте О. Г. И.») • Егор Летов, ГО, Лучшее • Долгая Счастливая Жизнь • Реанимация • Лунный переворот • Сносная тяжесть небытия • Зачем снятся сны • Выступление в клубе «Рок-Сити»
Cольные альбомы
# Русское поле эксперимента (акустика, Егор Летов) — 1988
# Вершки и корешки, часть I (акустика, Егор Летов) — 1989
# Вершки и корешки, часть II (акустика, Егор Летов) — 1989
# Концерт в городе-герое Ленинграде (акустика, Егор Летов) — 1994
# Егор Летов, концерт в рок-клубе «Полигон»(Спб) — 1997
# Братья Летовы (с Сергеем Летовым), Запись с концерта в «Проекте О. Г. И.». Песни Е. Летова, Коммунизм, ДК. — 2002
# Егор Летов, ГО, Лучшее (сборник концертных треков с Питерских концертов в Полигоне) — 2003
Поганая Молодёжь (1985) • Оптимизм — (1985) • Игра в бисер перед свиньями — (1986) • Красный Альбом — (1986 - 1987) • Мышеловка — 1987 • Хорошо!! — 1987 • Тоталитаризм — 1987 • Некрофилия — 1987 • Так закалялась сталь — 1988 • Боевой Стимул — 1988 • Всё идёт по плану — 1988 • Тошнота — 1989 • Русское Поле Эксперимента (акустика, Егор Летов) — 1988 • Вершки И Корешки (акустика, Егор Летов) — 1989, 1990 • Все как у людей (акустика, Егор Летов) — 1989, 1990 • Война - 1989 • Здорово И Вечно — 1989 • Армагеддон-Попс — 1989 • усское Поле Экспериментов — 1989 • Поезд Ушёл (издан в 2002) — 1989 • Свет и Стулья (издан ограниченным тиражом в 2001) — 1988-1989 • Песни Радости и Счастья — (1989) • История: Посев 1982-89 — 1989 • Инструкция По Выживанию — 1990 • Попс: 1984-90 (сборник, издан на виниле) — 1990 • Концерт В Городе-Герое Ленинграде (акустика, Егор Летов) — 1994 • Русский Прорыв В Ленинграде — 1994 • Солнцеворот — 1997 • Невыносимая Лёгкость Бытия — 1997 • Егор Летов, концерт в рок-клубе «Полигон»(Спб) — 1997 • Звездопад — 2002 • Свобода — 2002 • Братья Летовы, Запись с концерта в «Проекте О. Г. И.». Песни Е. Летова, Коммунизм, ДК. — 2002 • Егор Летов, ГО, Лучшее (сборник концертных треков с Питерских концертов в Полигоне) — 2003 • Долгая Счастливая Жизнь — (2004) • Реанимация — (2005) • Лунный переворот — 2005 • (пересведенный и переосмысленный альбом «Солнцеворот») Сносная тяжесть небытия — 2005 • (пересведенный и переосмысленный альбом «Невыносимая Лёгкость Бытия») — 2006 • Зачем снятся сны - (2007) • Выступление в клубе "Рок-Сити" - (2007)
Связанные проекты
Егор и Опизденевшие • Коммунизм • Пограничный отряд гражданской обороны • Посев • Русский прорыв
Прочие проекты
• «Западъ» • «Пограничный отряд гражданской обороны» • «Адольф Гитлер» • «Враг Народа» • «Великие Октябри» • «Пик и Клаксон» • «Спинки мента» • «Чёрный Лукич» • «Анархия» • «Армия Власова» • «Цыганята и Я с Ильича» • «Христосы на паперти» • «Инструкция по выживанию» • «Сатанизм» • «Русский прорыв»