Накануне московского концерта Dream Theater, самой известной прог-металлической группы в мире, клавишник коллектива Джордан Рудесс (Jordan Rudess) согласился дать Звукам.RU интервью. Рудесс, пожалуй, самый плодовитый участник легендарной команды, на его счету дюжина сольных альбомов, сотрудничество со Стивеном Уилсоном (Steven Wilson), Дэвидом Боуи (David Bowie) и Prefab Sprout, собственная онлайн-консерватория и даже учебник по мастерству импровизации. Джордан присоединился к Dream Theater только в 1999 году, но за десять лет, проведенных в составе квинтета, он сумел достичь небывалого успеха: ни один список великих клавишников современности не обходится без упоминания заслуг Рудесса. Кудесник и адепт синтезаторной магии обсудил со Звуками экстремальный металл, будущее айфонов, жертвоприношения, новый альбом и грядущее выступление в столице.
Звуки.RU: Dream Theater выступали на одной сцене с Between The Buried And Me, а вы сами помогали с клавишами группе Behold! The Arctopus. Но ведь это же все страшно изуверский, бесчеловечный металл для истинных ценителей музыкального экстремизма. Что вас привлекло в этих коллективах? Думаете, поклонники Dream Theater отличаются такой же широтой вкуса как и вы или же им подобные группы не по зубам?
Джоржан Рудесс: Да и сами-то Dream Theater не попсу играют, верно? Конечно, мы стараемся, чтобы тяжелые элементы нашей музыки не вытесняли мелодическую составляющую. Иными словами, мы сталкиваем воедино металл и прогрессивный рок, но следим за тем, чтобы никто не одержал верх. Я думаю, что в этом и заключается секрет нашей популярности – мы находимся на пересечении нескольких стилей, и, естественно, нравимся разным людям. Когда мы играем с группами вроде Between The Buried And Me и Opeth, мы отдаем дань тем поклонникам, которые увлеклись Dream Theater на почве металла и до сих пор интересуются новейшими течениями в жанре. А в другой вечер мы выходим на одну сцену с Zappa Plays Zappa (кавер-бэнд ведомый старшим сыном Фрэнка Заппы, Двизилом – прим. Звуков.RU), и тут будут радоваться поклонники авангардного рока. Что касается Behold! The Arctopus, то я считаю, что их музыка весьма прогрессивна, ее можно описать как "Стравинский из мира радикального металла", что, на мой взгляд, очень круто. Я признаю право на существование за любым направлением, я в каждом стиле нахожу нечто близкое мне. Я думаю, что наши поклонники тоже восприимчивы к разным жанрам, именно поэтому мы затеяли эту историю с Progressive Nation (передвижной фестиваль, основанный участниками Dream Theater).
Звуки.RU: Поклонники называют вас "Мудрецом" и даже "Волшебником", чему вы, судя по мультяшному образу из "Octovarium Animation" размещенному на вашем официальном сайте, не сильно сопротивляетесь. Это все слова или вы действительно рассматриваете музыку как сакральное искусство, напрямую связанную с магией?
Рудесс: В музыке сильно развито духовное начало. Музыка – это то, что соединяет человека с миром вокруг него, это разновидность языка. Поэтому, мне кажется, что те парни, кто всерьез вознамерился стать великими музыкантами, в первую очередь должны прислушиваться к тому, что происходит вокруг них. Композитор – как антенна, которая улавливает сигналы из космоса. Но для того, чтобы уловить сигнал издалека, нужно научиться воспринимать самые простые и зримые явления жизни во всей полноте. Мне льстит прозвище, данное фанатами Dream Theater, потому что я действительно придерживаюсь мнения, что музыка – это не просто набор технических приемов помноженных на математически выверенные структуры. Я понимаю, почему меня прозвали "Волшебником", тем более, что связь между “magician” (колдун) и “musician” (музыкант) проявляется даже на уровне сходства двух слов. Ну а что до техники, то вы разве не находите, что компьютеры – это чистой воды волшебство нашего времени? С помощью них можно творить невообразимые вещи со звуком, создавать инструменты, не имеющие никаких аналогов в реальном мире.
Звуки.RU: Вот вы вроде как серьезная группа, солидные все уже люди. Зачем вам это трюкачество на сцене – на перевернутых клавишах поиграть, гитарную дуэль устроить, барабанные палочки зубами ловить? Музыка-то от этого лучше не становится, а вот концерт превращается в такое подобие шоу, вроде показательных спортивных состязаний, особенно когда дело доходит до того, кто играет быстрее, громче и так далее. Или же вы от переизбытка чувств мастерство демонстрируете?
Рудесс: Dream Theatre достигли такого уровня известности, что участники группы уже не могли больше думать только о том, чтобы сочинять песни – пришло время задумываться и о масштабных гастрольных турах. А здесь сложно обойтись без того, чтобы как-то развлечь свою аудиторию. А так, понимаю, о чем ты говоришь. Бывает, что ты не можешь принять какую-то группу только по тому, что она чересчур технически совершенна. Такая музыка некоторым может показаться искусственной, надуманной. Конечно, те, кто привык слушать радио, будут воспринимать песни Dream Theater именно так. Я думаю, что наша цель играть не просто быстро, а красиво. Не важно, будет ли конкретная композиция медленной или стремительной, главное, чтобы она радовала слух. Я могу согласиться с тем, что многие молодые исполнители не понимают этого, и стремятся к наращиванию исключительно технических способностей, но, знаешь, это все-таки не про нас. В Dream Theater все стремятся быть именно музыкантами, а не спортсменами с инструментами в руках.
Звуки.RU: А когда вас только приняли в группу, Дерек Шеринян (Derek Sherinian), предыдущий клавишник Dream Theater, как-нибудь "передавал свой пост" вам: учил играть сложные произведения, делился секретами мастерства и разъяснял будущие обязанности?
Рудесс: Я помню, что когда я первый раз пришел на прослушивание, мы здорово провели время вместе, я даже не ожидал, что это будет так весело. Тогда я разучил две песни – "Pull Me Under" и "Take The Time" и, надо сказать, довольно неплохо их сыграл, но в группу я не попал, просто отыграл один концерт с ребятами. И только затем, уже после "Liquid Tension Experiment", они пригласили меня в состав Dream Theater. Но, честно говоря, мне никто не помогал на тот момент – мои предшественники постарались исчезнуть как можно быстрее. Я сам программировал синтезаторы, сам учил играть все вещи из каталога группы.
Звуки.RU: Некоторые ваши сольные работы стоят на грани между эмбиентом и нео-классикой. Сейчас период едва ли не наивысшего взлета подобной музыки, десятки гениальных композиторов творят в этом жанре: Кейт Кенниф (Keith Kennif), Макс Рихтер, Йохан Йоханнсон (Johann Johannson), Haushka, Deaf Center и многие другие. Почему именно в нулевых эта музыка стала настолько популярной?
Рудесс: Мне кажется, что не стоит класть все яйца в одну корзину и определять их в особое и единое движение. Хотя, быть может, вы и правы – из всех перечисленных имен я лучше всего знаком с произведениями Йохана Йоханнсона. То, что я слышал, являет собой пример удачного сочетания наработок классической музыки и поп-приемов, неудивительно, что многим это нравится.
Звуки.RU: В каждой профессии есть своя неформальная лига профессионалов, будь то адвокаты, программисты или риэлторы. Люди встречаются, чтобы обменяться опытом и обсудить какие-то общие дела, заводят новые знакомства, совершенствуют свои навыки. У музыкальных виртуозов есть что-нибудь подобное? Вас можно застать в одном пабе с коллегами из других групп, дискутирующим по поводу новой серии синтезаторов?
Рудесс: Конечно! Раз в две недели, по пятницам, ровно в полночь у нас проходит секретное собрание в старом храме в оставленной людьми деревне… (смеется)
Звуки.RU: Приносите в жертву тех, кто не любит прог?
Рудесс: Нет, достаточно зарезать обычного козла (смеется). Если оставить шутки, то и вправду можно говорить о существовании некоего товарищества талантливых музыкантов. Где бы мы ни встретились, мы понимаем, что мы делаем общее дело. Думаю именно поэтому нам так просто сотрудничать друг с другом, создавать совместные проекты. Когда же мы встречаемся, то чаще всего обсуждаем других музыкантов (смеется). У нас никогда не бывает заранее спланированных встреч, нет никакого кодекса и устава, но когда жизнь сталкивает нас друг с другом, мы получаем огромное удовольствие от общения.
Звуки.RU: А вы когда-нибудь пытались бороться с тем, восприятием клавишников в глазах традиционной рок-общественности? Многие музыканты жалуются на то, что порой найти подходящего клавишника очень сложно, так как мало кто хочет стоять за огромным синтезатором по полтора часа, пока гитарист и вокалист будут носиться по сцене, ловя на себе восхищенные взгляды публики. Именно поэтому многие одаренные клавишники реализуют себя либо как джазовые музыканты, или же как электронщики, концентрируясь на записях в ущерб живым представлениям.
Рудесс: Ну что я могу сказать: игра на клавишах – это целая вселенная, и это моя вселенная! Я нахожу процесс игры потрясающим, и меня несильно беспокоит мнение остальных. Один мой знакомый сделал для меня "синтезатор-расческу" на заказ (Zen Riffer ZR2 – прим. Звуков.RU), и выглядит она как смертельное оружие прямиком из будущего. Такой инструмент приятно держать в руках – ты чувствуешь всю его крутизну. И когда я выхожу с ним на сцену, я совершенно не чувствую себя неуклюжим. Кроме того, мне нравится, как звучат мои инструменты. Они идеально вписываются в композиции Dream Theater, они могут быть яростными, сокрушительными, а могут быть лиричными и умиротворенными. Также я пользуюсь особенным устройством, поворачивающим стойки с синтезаторами вслед за мной. Но дело не только в технике – не каждый может себе такую позволить, дело в том ощущении, с которым ты даешь каждый концерт. Мне кажется, проблема перетекания талантов в электронику в том, что многим клавишникам тяжело реализовать себя в составе обычной рок-группы. В Dream Theater я могу играть на меллотроне или на рояле, да хоть на органе! Что же до ухода в электронную музыку, то мне удается соединять эти два начала: некоторые мои сольные записи записаны только при помощи синтезаторов и ритм-секции. Именно поэтому я так много времени посвящаю посторонним проектам – я не хочу, чтобы мои идеи пропадали зря.
Звуки.RU: Те, кто успел уже послушать готовящийся к выходу альбом "Black Clouds & Silver Linings", сыпят сравнениями с предыдущими работами коллектива. А вам самим как кажется?
Рудесс: Я думаю, что именно в нем воплощаются все фирменные разработки Dream Theater на сегодняшний момент. "Black Clouds & Silver Linings" – это почерковая пластинка, по любым пяти секундам записи можно безошибочно опознать, что это Dream Theater. Нам удалось нащупать баланс между всеми нашими прошлыми достижениями: да, он тяжелый, но при этом он и мелодичный, кому-то он может показаться резким, но порой он очень мягкий, и светлый по своему настроению. Добавилось множество мрачных моментов, но мы не просто так дали ему это название (которое можно перевести как “нет худа без добра” – прим. Звуков.RU)и каждый тяжелый и депрессивный фрагмент песни неизменно сменяется легким и умиротворенным пассажем.
Звуки.RU: А где вы черпаете вдохновение, когда сочиняете столь грозные и угрюмые отделения ваших композиций? Вы все уже состоявшиеся люди, вполне себе счастливые, да и возраст уже не тот, чтобы в подростковую депрессию впадать на пустом месте. Или же вам необязательно переживать что-то, чтобы это облечь в музыку?
Рудесс: Нет, ну а как же наши пятничные собрание в той старой церкви? Ой, я опять вспомнил эту шутку (смеется). Мы же играем металл, как тут обойтись без мрачности? Конечно, если бы я писал тексты к песням, то они вышли бы повеселее. Ну а так как наша аудитория заинтересована в подобных вещах, то, наверное, это уже неотъемлемая часть нашего стиля.
Звуки.RU: Вы очень внимательно следите за самыми современными технологиями, какие открытия сулят нам наибольшие перемены в музыкальном плане? И что вы думаете о советской школе синтезаторостроения? Например, об оптофоне или странном синтезаторе ANS. Его отчего-то любят деятели экспериментальной электроники – Coil и Zweizz. Почему бы вам не записать что-нибудь с его помощью?
Рудесс: Я никогда прежде не имел с ними дело, но быть может кто-то согласиться отвезти мне образцы этих инструментов на концерт? Я бы с удовольствием с ними познакомился. Что же до новинок, то я всерьез полагаю, что инновационные технологии, заложенные в iPhone – это прямая дорога к глобальным переменам в музыке. Я думаю, что будущее за тактильными дисплеями, позволяющими управлять информации при помощи десяти пальцев – такие устройства сослужили бы огромную службу музыкантам. Также мне интересны новейшие разработки в области программного обеспечения, например, Alchemy от Camel Audio – она позволяет просто преображать звук, достигая невообразимых результатов. Также при записи "Black Clouds & Silver Linings" я использовал программу Omnisphere, тоже очень мощный инструмент.
Звуки.RU: Что стоит ожидать от московского выступления Dream Theater?
Рудесс: Это будет наш первый концерт в России, так что Майк Портной (Mark Portnoy), наш ударник, будет очень тщательно составлять сет-лист. Он каждый раз относится к этому педантично, но перед этим, думаю, он будет подбирать песни внимательнее, чем обычно. Мы постараемся обрадовать всех наших поклонников – и тех, кто любит вещи с ранних альбомов, и тех, кому больше по душе последняя программа. Мы давно уже хотели приехать в Россию, и вот нам выпал такой шанс, поэтому мы не подведем своих фанатов. Я думаю, что перед входом в зал стоит повесить табличку: "Осторожно, высокое напряжение!"
22.05.2009, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)
Источник: wwwzvuki.ru