Рихард Вагнер

Великие гении. Как часто мы создаем из них кумиров, как часто мы пытаемся быть похожими на них, но как часто мы становимся ими?
http://s3.uploads.ru/t/o8tLr.jpg

Говоря о гениях своего дела в любом ремесле, мы всегда считаем себя на много уровней ниже них, оправдывая свои ошибки и неудачи тем, что нам не хватает того, что якобы есть у каждой легенды - таланта.

И действительно, история знает много примеров выдающихся художников, которым творчество давалась легко и спонтанно. Таким, например, был знаменитый Вольфганг Амадей Моцарт. Все знают о шестилетнем малыше, который играл на клавесине лучше некоторых взрослых музыкантов. Искусство само шло из талантливого Моцарта но не отнимало у него сверхбольших усилий. Говорят, что увертюру (вводная инструментальная часть оперы) в своей опере «Дон Жуан», он написал утром в день премьеры, из чего можно понять, как хорошо ему удавалось импровизировать.

Но несмотря на талант, которого еще не видел мир, Моцарт не был суперзвездой, и последние годы жизни провел в забытьи. Его работы никто не играл, а на хлеб ему приходилось зарабатывать создавая произведения и продавая авторство другим музыкантам. Еще один факт - гений был похоронен в неизвестной бедной могиле с десятками других людей, без почестей и славы.

Тем не менее, в жаргоне музыкантов появилось словосочетание «моцартовский тип», что означало именно гения, которому все давалось легко и без усилий. А чуть более века спустя появился новый тренд, который полностью отличался - «вагнеровский тип».

Да-да, тот самый Рихард Вагнер, титан музыки, которого называли вторым Бетховеном. При жизни он получил такую славу, которая и не снилась ни одному композитору в те времена. Весь мир (кроме Франции и Италии) поклонялись перед Вагнером, его считали живым богом, автором шедевров, которых человечеству больше никогда не создать. Впервые в истории появился культ творчества одного человека - вагнерианство (которое, кстати, до сих пор существует). Его имя было известно больше, чем имена королей, а правитель Баварии построил в честь выдающегося композитора сказочный замок, который до сих пор является самым популярным туристическим местом Германии.

Но мало кто знает, что такая экстремальная популярность не пришла к Вагнеру сама собой, как это было у Моцарта. Уже с детства Рихард занимался музыкой, хорошо играл на пианино, пел в хоре. С подросткового возраста начал писать собственную музыку, которая очень отличалась от тогдашнего мейнстрима. Молодой композитор не хотел поддерживать «художественное ремесло» своей эпохи. Он имел собственный взгляд на искусство, который в корне отличался от тогдашних распространенных представлений. Но Рихард практически не имел поддержки: его музыку никто не хотел играть, его драмы терпели фиаско в каждой опере. А это при том, что писать музыку Вагнеру было очень сложно и он тратил на это очень много сил и времени. Именно так, творческий процесс занимал очень много времени и некоторые оперы он писал по несколько лет. И это при том, что его не воспринимали всерьез. Подавляющее большинство своей жизни (более сорока лет!) Вагнер жил на грани бедности, всюду встречал только непонимание и критику своих взглядов на искусство и почти был готов покончить жизнь самоубийством в абсолютном отчаянии. Но в один момент все изменилось. После десятков лет противостояния всему миру он победил. Вагнер стал тем, кого наследовали. В Германии оперы его конкурентов практически перестали играть. Все оркестры менялись под новый «вагнеровский» стандарт, все певцы тренировали вокал под драмы нового образца. Новый тип немецкой оперы вытеснил итальянскую, которая с самого рождения этого искусства доминировала в Европе. Вместо того, чтобы подстроиться под целый мир, Вагнер заставил мир подстроиться под него.

Если в следующий раз тебе будет казаться, что ты не талантливый, и что из-за недостатка таланта что-то не получается с первого раза, вспомни историю одного композитора, который сорок лет встречал только неудачи и препятствия на своем пути, а затем стал мировой легендой и яркой звездой драматического и музыкального искусства.